Юрий Тихонов
Зам. директора по научной работе Института Ядерной Физики им Г.И.Будкера
Доктор физико-математических наук
Мир столкнулся со сложнейшей проблемой — терроризмом. Теракты на воздушном транспорте весьма тяжелы как по прямым последствиям, так и по психологическому воздействию на людей, и, таким образом, являются наиболее «эффективными », с точки зрения террористов. Серия терактов на воздушном транспорте в разных странах привела также к огромным экономическим потерям (и не только для авиакомпаний).
Все это потребовало беспрецедентного ужесточения мер авиационной безопасности в аэропортах. При этом наиболее слабым и деликатным моментом проверки является личный досмотр пассажиров, который необходим, поскольку металлоискатели не позволяют обнаруживать пластиковое оружие, взрывчатые и горючие вещества.
Кроме того, процедура раздевания и «ощупывания» унизительна как для пассажиров, так и для работников аэропортов, отнимает много времени, да и неэффективна, поскольку она не всегда проводится тщательно, не позволяя обнаруживать запрещенные предметы и вещества, спрятанные на теле человека. Это обстоятельство еще 3 года назад побудило сотрудников института предложить систему персонального экспресс-досмотра на основе рентгеновского сканера с ультранизкой дозой облучения (близкой к природному фону), позволяющую быстро «просвечивать» человека без снятия верхней одежды, обуви и определять наличие любых предметов, как в одежде, так и в теле человека.
В течение года наш институт тщетно пытался изыскать государственные средства для этой работы, в результате пришлось вести опытно-конструкторские работы и внедрение прибора в промышленное производство за счет собственных средств. Год назад первый опытный образец был создан, его испытания полностью подтвердили проектные параметры. В апреле 2005 г. он был установлен в международном аэропорту Домодедово в Москве (в июле он был заменен на серийный экземпляр).
Надо отдать должное работникам службы авиационной безопасности аэропорта Домодедово: они быстро освоили довольно сложный прибор и помогли нам устранить мелкие неисправности и недоделки. В настоящее время система рентгеновского контроля успешно эксплуатируется. Пассажиры, вылетающие из аэропорта Домодедово, в полной мере оценили все преимущества экспресс-досмотра. Аэропорт Домодедово уже приобрел вторую установку, и в конце декабря 2005 г. она введена в эксплуатацию. Подписан контракт на поставку двух приборов в аэропорт Пулково г. Санкт-Петербурга, обсуждаются другие контракты.
Очевидно, что если бы 24 августа 2004 г. террористки-смертницы прошли на посадку в самолет через такой контроль, трагедии удалось бы избежать.
Несколько слов о параметрах установки. Доза облучения, получаемая пассажиром за одно обследование, составляет всего 1 мкЗв (такую дозу пассажир получает за 10 мин. полета на больших высотах). Следует отметить, что, согласно нормам радиационной безопасности РФ (НРБ-06), человек, не работающий с ионизирующими излучениями, может получать в год дозу 1000 мкЗв без всякого вреда здоровью.
Таким образом, пассажир без опаски может проходить до 1000 досмотров за год!
Для сравнения также приведем дозу, которую получает человек при медицинском обследовании на пленочном рентгеновском аппарате: она составляет в среднем 450 мкЗв.
Процедура досмотра для пассажира занимает около 5 сек., картинка на экране дисплея появляется через 3 сек. после начала обследования, время анализа снимка оператором составляет ~20 сек. Производительность установки — 2 чел/мин (она может быть увеличена в 2 раза, если будут задействованы 2 оператора). По сравнению с зарубежными системами аналогичного назначения имеет существенно более высокое качество изображения (и, как следствие, лучшие диагностические возможности), в 3-4 раза меньшую дозу облучения, в 2-3 раза меньшее время получения снимка.
Отечественных аналогов система не имеет.
Серийное производство установки освоено ЗАО «Научприбор» г. Орла (сертифицированного по международному стандарту качества ISO 9001:2000). Система рентгеновского контроля сертифицирована Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (сертификат № 2051050404 от 8 июня 2005 г.).
Естественно, система рентгеновского контроля может применяться не только в аэропортах, но и на других объектах, требующих повышенных мер безопасности. В 2005 г. установка демонстрировалась представителям самого высокого уровня практически всех силовых министерств РФ, была высоко ими оценена, но конкретных шагов по широкому внедрению установки пока не сделано. И только благодаря руководству аэропорта Домодедово система рентгеновского контроля начала реально работать и приносить пользу. Хотелось бы надеяться, что другие организации вскоре последуют этому примеру.
Институт ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН
Россия, 630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, д. 11
Тел.: (383) 3394459
Email: tikhonov@inp.nsk.su