СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЦЕРКВИ
 
 
справочник
 
 
Архимандрит Александр (Милеант)
 
     
 

Содержание:

 
  Церковь - Царство Божие.  
  Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях.  
  Небесно-земная Церковь.  
  Непобедимость Церкви.  
  Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость.  
  Церковная иерархия.  
  Значение апостольского предания.  
  Отношение христианина к "внешним".  
  Жизнь Церкви - возрастание в любви.  
  Заключение.  
     
  ХРИСТИАНАМ АПОСТОЛЬСКИХ времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и жили ею. После 16-го столетия, с появлением всевозможных сект, понятие о Церкви в христианском мире становилось все более и более расплывчатым. Тем не менее истинная Церковь, непрерывно восходящая к апостольской Церкви, существует и в наше время и будет существовать до конца мира. Чтобы уяснить природу Церкви и в чем состоит ее жизнь, мы приводим здесь учение о ней Священного Писания. Тексты Писания помещены по темам и сопровождены краткими пояснениями; более обстоятельные пояснения потребовали бы несколько объемистых книг. Таким образом, данная брошюра является скорее справочником, чем всесторонним изложением учения о Церкви.  
  Вникая в учение Писания о Церкви, мы видим, что она представляет собой небесно-земное общество, в котором верующие таинственным образом соединяются с Христом. Христос создал и освятил Церковь Своими крестными страданиями. Он управляет ее жизнью. Церковь - это Царство добра. Ее цель - нравственно возрождать людей: учить, освящать и привлекать к небу. Духовное возрождение достигается усилиями самого человека, и, одновременно, с помощью благодатной силы Христовой, подаваемой в таинствах, богослужениях и частной молитве.  
  Как человек состоит из тела и души, так и Церковь имеет видимую и невидимую стороны. Невидимое в ней - действие благодати Христовой, духовное совершенствование верующих и ее небесная часть - Церковь Торжествующая. Здесь многое - не поддается исследованию. Видимая сторона Церкви - это ее учение, иерархия, церковные соборы, храмы, богослужения, законы, вся каноническая структура поместных церквей.  
  Некоторым непонятно, нужна ли Церковь. Не достаточно ли читать Евангелие и верить в Христа? Вникая в учение Спасителя и Его апостолов, мы видим, что по божественному плану люди призваны спасаться не в одиночку или как придется, но в Его благодатном Царстве. Верующие призваны содействовать спасению друг друга, и этим учатся смиряться и любить. Грех и заблуждения - начала разъединяющие, а истина, благодать Божия и любовь - начала соединяющие. В Церкви люди находятся на разных духовных уровнях. Те, которые достигли большего совершенства, должны помогать своим немощным собратьям. Сам Господь установил порядок, в котором одни учат, другие учатся.  
  В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних.  
  Сделав этот вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви.  
     
 
Церковь - Царство Божие
 
     
  В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Церковь именуется Царством Божиим, или Царством Небесным. В обычном употреблении этого слова, мы называем "царством" высокую стадию развития общества - государство с его законодательными, юридическими, исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан, правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и т. д. Церковь есть Царство, но особое, благодатное. Она состоит из нравственно возрождающихся людей. Церковь имеет свою Главу - небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, имеет свои границы, законы, определенную внутреннюю структуру, служителей (иерархию) и своих верующих. Без этих качеств она была бы не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется привилегиями граждан духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с тем он должен стараться быть полезным членом Церкви и содействовать общему благу.  
  Священное Писание говорит о Церкви, как о Царстве Божием в следующих местах: Мт. 3:2, Мт. 4:17, Мт. 6:10, Мт. 6:33, Мт. 9:35, Мт. 18:3, Мк. 10:14-15, Лк. 12:32, Лк. 17:21, Иоан. 3:5, Иоан. 18:36, Рим. 14:17, 1 Кор. 4:20, Кол. 1:12-22.  
  Часто Свои поучения Спаситель начинал словами: "Царство Божие подобно …". "Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия", - благую весть о наступлении Царства Божия (Мт.9:35). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Свое Царство.  
  Условия для вступления в Царство: "Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное" (Мт.4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." (Иоан.3:5).  
  Смирение, вера, послушание и стремление к добру - это необходимые для верующих качества. "Блаженны нищие духом" (смиренные) - это первая заповедь Христова. "Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное" (Мт.18:3). "Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк. 10:14-15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мт. 5 гл.). "Овцы слушаются голоса Его" (Иоан. 10:3). Взор христианина направлен к небу: "Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах."  
  Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: "Я избрал вас от мира", т. е. выделил из него и "Царство Мое не от мира сего" - говорит Спаситель (Иоан. 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: "Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию - не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: "Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: Вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть" (Лк. 17:21). "Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим" (Иоан. 14:23). "Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). "Царство Божие не в слове, а в силе" (1 Кор. 4:20).  
     
     
 
Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях
 
     
  ОБРАЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т. д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.  
  Церковь - зерно, выросшее над землей в могучее дерево (Мт. 13:31-32). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мт. 13:31-32). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах.  
  Церковь - виноградник: Мт. 20:1-10; Мт. 21:33-46, 1 Кор. 3:6-9 (также смотри Песн. П. 1:5, Ис. 5:1-7, Ис. 27:2, Иер. 12:10). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т. е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. "Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим" (Лк. 20:9-16). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее).Уподобление, близкое предыдущему, Церковь - сад: (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог растящий" (1 Кор. 3:6-7).  
  Церковь - лоза. Этим образным сравнением обнаруживается наличие органической связи между Христом и верующими, от Которого они получают духовные силы. "Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Иоан. 15:1-8).  
  Таинственный союз между Христом и верующими осуществляется в Причащении Его Телом и Кровью. Для того Сын Божий и воплотился, чтобы через Свою Человеческую природу соединить нас с Божественной. О необходимости Причащения Господь подробно разъяснил в Своей беседе о Хлебе Жизни (Иоанн 6-я глава)."Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6:53-54). Научив Своих учеников необходимости поддерживать единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения, повелев апостолам: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19).  
  Ап. Павел разъясняет, что Причащение есть реальное соединение с Христом: "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие - одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба… Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: Примите, ядите (ешьте), сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1 Кор. 10:16-17, 11:23-27). "Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии" (Ев. 13:10). Как говорит ап. Петр, через Причащение мы "сделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:4).  
  Церковь - Тело Христово. В Причащении верующие соединяются с Христом, преображаются и становятся членами Тела Христова - Церкви: Еф. 1:10, Еф. 1:22-23, Еф. 3:6, Рим. 12:4-8, Кол. 1:18, Кол. 2:9 и 19, Еф. 5:22-33. У каждого верующего, как у члена тела, есть свое назначение (необходимое целому) и свое послушание (все верующие зависят друг от друга и нуждаются во взаимной помощи).  
  "Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и тоже дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли - в учении; увещеватель ли, увещевай; раздаешь ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием" (Рим. 12:4-8). Уверовавшие из язычников тоже присоединяются к Церкви: "Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Еф. 3:6, смотри также Еф. 5:22-33).  
  Христос - глава Церкви: "В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:10). "Он есть глава тела Церкви. Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол. 1:18).  
  Церковь - овечий двор: Иоан. 10:1-16, Лк. 12:32, 1 Пет. 5:1-5. Двор огражден, и Христос оберегает верующих, находящихся внутри ограды, от волка (дьявола и его слуг). Овцы послушны Ему. Едино стадо и Един Пастырь. Кто не дверью входит во двор овечий, но перелазит иным способом, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус, но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники, но овцы не послушали их. Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Иоан. 10:1-16).  
  Пастыри Церкви (епископы, священники) продолжают дело верховного Пастыреначальника Христа: "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5:1-5).  
  Церковь - поле, на котором, кроме пшеницы прорастают и плевелы. Здесь разъясняется, что соблазны в Церкви неизбежны до дня Страшного Суда. Виновник соблазнов - дьявол, но и люди несут часть вины, потому что нерадивы. "Оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" (Мт. 13:25-30).  
  Церковь - здание (храм или дом). Смотри: Мт. 21:43, Рим. 9:33, Еф. 2:19-22, 1 Кор. 3:10-11, 1 Тим. 3:15, 2 Тим. 2:19-21. Здесь раскрывается прочность Церкви. У каждого верующего, как части целого, есть свое назначение. Христос - основание Здания: Христос - "Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" (Мт. 12:42, Пс. 117:22-23). "Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна. Но всякий верующий в Него не постыдится" (Рим. 9:33, Исаия 28:16, 8:14). Верующие составляют дом Божий: "Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:10-11), - писал ап. Павел христианам. - "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояитесь в жилище Божие Духом" (Еф 2:19-22).  
  Церковь - гора. Ис. 2:2-3, Ис. 11:1-10, Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авдия 1:17, Зах. 8:3, Ев. 12:22-24, От. 14:1. Здесь раскрывается величие и непоколебимость Церкви, в сравнении с которой земные царства - холмики, жалкие насыпи. Раскрывается и назначение Церкви: вести верующих к Небесному Царству и облагораживать нравы общества.  
 

Ветхозаветные тексты

 
  Церковь в образе горы (Сион). УПОДОБЛЕНИЯ ЦАРСТВА Божия горе часто встречается у пророков. В Псалме Бог Отец говорит: "Я помазал Царя Моего (Своего Сына) над Сионом, святой горой Моей" (Пс. 2-й).  
  "И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Ис. 2:2-3). "Тогда волк будет жить вместе с ягненком… И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змей. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники" (Ис. 11:1-10, Ис. 25:6, см.:Рим. 15:12).  
  "Камень отторгся от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукан, сделался великой горой и наполнил всю землю." Пророк Даниил дает следующее объяснение этому видению: "Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан. 2:34, 44).  
  Ап. Павел, пользуясь образом горы древних пророков, наставляет христиан: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев" (Ев. 12:22-24). Церковь не может утаиться - она видима (Мт. 5:14, Мк. 4:21, Лк. 11:33). "Вот Агнец стоит на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (От. 14:1).  
  Церковь - супружеский союз (Еф. 5:22-33), семья (Ев. 3:6). Этим уподоблением раскрывается любовь, которая существует между Христом и верующими, Его забота о Церкви и послушание Церкви Христу. Это - Дом (1 Тим. 3:15, 2 Тим. 2:19-21, Ев. 3:6). Ап. Павел наставляет Тимофея, поставленному им опекать Ефесскую церковь: "Чтобы ты знал, если замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). "Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные. И одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2 Тим. 2:19-21). "А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Ев. 3:6).  
  Церковь - сокровище, жемчужина. Эти образные сравнения учат, что Царство Небесное является драгоценностью, которой надо дорожить. Духовное богатство надо искать и беречь. "Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое нашедши человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то" (Мт. 13:44-46). "Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все (остальное) приложится вам" (Лк. 12:31). В ежедневной молитве мы научены просит у Небесного Отца: "Да приидет Царствие Твое". Но и сами мы должны содействовать его раскрытию в нас: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мт. 11:12). Мы должны благодарить Бога, "призвавшего нас к участию в наследии святых во свете и избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:12-13).  
  Церковь - Ноев ковчег. Она подобно великому кораблю везет верующих через житейское море к тихой пристани вечного спасения. Покинувшие корабль тонут (1 Пет. 3:20, 2 Пет. 5-9).  
  Церковь - жена, облаченная в солнце (От. 12:1-17). Здесь речь о духовной славе гонимой Церкви.  
  Церковь - едина (Мт. 12:30, Иоан. 17:11-21, Еф. 4:3-6, 1 Кор. 10:17). "Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мт. 12:30). Христос перед Своими страданиями молился: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Мир возненавидел их, потому что они не от мира… Освяти их истиною Твоею, слово Твое истина… За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и те да будут в Нас едино" (Иоан. 17:11-21).  
  "Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4:3-6, 1 Кор. 10:17).  
  Единство Церкви осуществляется в соборности - гармоническом взаимодействии верующих, в котором духовные качества одного дополняют духовные качества другого, "где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3:11). Внешние признаки: национальность, язык, социальное положение и т. п. - не столь важны.  
     
 
1 2 3
 
     
  Миссионерский Листок 45  
  Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы  
  Copyright © 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church  
  2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА  
  Редактор: Архимандрит Александр Милеант  
     
     
 
 
     
 
Stalker TOP TopList
 
 

Российский промышленный форум | портал "РесурсИнвест"
доска объявлений "Русский Интегратор" | форум "Новоросс" | ссылки - добавить
+ предложить публикацию материала (статьи, новости, информация) на портале "РесурсИнвест"

последние обновления на форуме "Новоросс"


Православный вэб-комплекс ЗОДЧЕСТВО