|
Жизнь Церкви - возрастание в любви
|
|
|
|
|
|
ЦЕРКОВЬ - общество, построенное на любви, царство
любви. Тексты об этом: Мт. 22:39, Иоан. 14:15, Иоан. 15:12, 1 Иоан. 3:1,
Иак. 2:14-26, Деян. 4; 32-35, 1 Пет. 4:8, 1 Иоан. 2:5, 1 Иоан. 3:16-18,
1 Иоан. 4:7-8, 1 Иоан. 4:17-21, 1 Иоан. 1:2, 1 Иоан. 2:25, 1 Иоан. 3:14,
1 Иоан. 5:2-3, 2 Иоан. 1:6, 1 Кор. 13:1-2, 1 Кор. 14:1-8. |
|
|
1. Любовь Бога к людям: "Любовь
познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (1 Иоан. 3:16).
"Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам
называться и быть детьми Божиими" (1 Иоан. 3:1). |
|
|
2. Наша любовь к Богу выражается в верности
и послушании Ему. Надо верить и жить не так, как нам хочется, но как Он
учит нас: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди"
(Иоан. 14:15). "Возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем помышлением твоим. Это - первая
и наибольшая заповедь" (Мт. 22:37-38). "Кто
соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем,
что мы в Нем" (1 Иоан. 2:5). "Любовь
же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это - та заповедь,
которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней" (2 Иоан.
1:6). |
|
|
3. Любовь к ближним выражается в заботе об
их спасении и в помощи им. |
|
|
"Вторая (заповедь)
подобна ей (первой):
возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается
весь закон и пророки". "Сия
есть заповедь Моя, да любите друг друга." "Милости хочу, а не жертвы!"
(Мт. 22:39; Иоан. 15:12, Мт. 9:13). |
|
|
Описание христианского общества в апостольское
время: "У множества уверовавших было одно сердце
и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у
них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении
Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их. Не было между
ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая
их, приносили цену проданного, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось,
в чем кто имел нужду" (Деян. 4; 32-35). |
|
|
"Что пользы, братия мои,
если кто говорит, что он верует, а дел не имеет… Ты веруешь, что Бог един,
хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут… Человек оправдывается делами,
а не верой только… Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва"
(Иак. 2:14-26). Апостолы наставляют: "Более же
всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает
множество грехов" (1 Пет. 4:8). "Любовь
познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою:и мы должны полагать души
свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде,
затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети
мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной"
(1 Иоан. 3:16-18). "Возлюбленные! Будем любить
друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и
знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь"
(1 Иоан. 4:7-8, 4:17-21, 5:2-3). |
|
|
Другие положительные качества, лишенные любви
к Богу и ближним, теряют свою силу: "Если я говорю
языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая,
или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею
всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею
любви, - то я ничто" (1 Кор. 13:1-2). "Знание
надмевает, а любовь назидает… Кто любит Бога, тому дано знание от Него"
(1 Кор. 8:1-3). |
|
|
Свойства любви: "Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит
зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества
прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся" (1 Кор.
13:3-8). |
|
|
По мере усвоения любви христианин приобщается
к новой благодатной жизни Церкви: "Мы знаем, что
мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий брата
пребывает в смерти" (1 Иоан. 3:14). "Жизнь
явилась, и мы, видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь,
которая была у Отца и явилась нам" (1 Иоан. 1:2). Большим препятствием
любви к ближним является наш эгоизм и самолюбие, от которых рождаются разные
страсти. Христианину необходимо преодолевать свое самолюбие, греховные наклонности
и как бы "умерщвлять" свои плотские хотения. Поэтому Христос назвал путь
в Царство Небесное "узким путем" и "тесными вратами". Вопросу борьбы с грехом
Священное Писание уделяет много внимания. Но современные сектанты избегают
говорить о необходимости подвига и рисуют христианство в "розовом" свете:
"Только верь, и ты спасен!" Не надо ни постов, ни богослужений, ни таинств,
ни даже добрых дел. Такой мнимой легкостью спасения они обольщают массы
и ведут их по широкому пути. Не так учили апостолы, не так жили христиане
первых веков. Мы расскажем подробнее о христианской жизни, о развитии добродетелей
и о борьбе со страстями в следующих брошюрах. |
|
|
|
|
|
Заключение
|
|
|
|
|
|
КАК МЫ ВИДИМ, Христос не пожелал, чтобы верующие
в Него жили разрозненно, но соединил их в одно общество, в одну духовную
семью, все члены которой связаны одной верой и взаимной любовью. Это общество
называется Церковью. |
|
|
Иисус Христос дал Церкви правильное устройство
и послал ей животворящую силу Св. Духа. Он сделал это для того, чтобы каждый
верующий в Него был частью Церковного Союза и, укрепляемый благодатью Св.
Духа, легче и вернее мог достичь Царства Небесного. Когда христиан было
немного и все они жили в Иерусалиме, тогда они были, как одна любящая семья.
У них было одно сердце и одна душа. Богатые отдавали свое имущество апостолам,
а апостолы оказывали из него помощь бедным. Каждый день верующие собирались
для молитвы, слушали наставления св. апостолов, причащались св. Христовых
Тайн. Когда христианская Церковь из Иерусалима распространилась по другим
городам, то в каждом таком городе все верующие также составляли одну семью
- они часто собирались для молитвы, для чтения слова Божия и причащения
святых Тайн и с любовью помогали друг другу и заботились о больных, стариках
и сиротах. Каждое такое общество называлось церковью, а все они вместе составляли
одну христианскую Церковь. |
|
|
Для управления Церковью, наставления верующих
и совершения богослужений апостолы рукополагали епископов, священников (пресвитеров)
и дьяконов. |
|
|
Мало-помалу в церквах устанавливался одинаковый
порядок богослужения, одинаковые церковные обычаи и правила - посты, крестное
знамение, богослужебные одежды и т. п. Составлялись церковные песнопения,
которые входили во всеобщее употребление Церкви, писались сочинения в защиту
и для разъяснения веры, созывались общие соборы для обсуждения и решения
церковных дел. Так постепенно складывалась церковная жизнь в том виде, в
каком она существует теперь в Православной Церкви. Все жили одной церковной
жизнью. |
|
|
Претерпев в течение первых трех веков своего
существования жестокие гонения от иудеев и язычников, христианская Церковь
во все последующие века вплоть до середины 9-го века, вынуждена была претерпеть
не менее жестокую внутреннюю борьбу с еретиками, которые стремились изменить
апостольское учение своими утверждениями. Церковь, отстояв на Вселенских
Соборах чистоту Христова учения, к середине 9-го века украсилась всею полнотою
своего вероучения, богослужебного порядка и песнопений. |
|
|
Мы видели, что полнота Божественного Откровения
находится в Писании и Предании. Предание - это единая вероучительная традиция.
Православный христианин должен знать свою веру, ясно понимать ее преимущества
перед неправославными учениями, и должен помочь ищущему человеку стать на
правильный путь. При этом надо избегать религиозных споров, от которых рождается
озлобление. Главное в христианской жизни - любить Бога и ближних. Мощным
средством для возрастания в духовной жизни является таинство Причащения,
в котором верующий соединяется со своим Спасителем. Причастие есть истинное
Тело и Кровь вочеловечевшегося Сына Божия. |
|
|
Человеку, верующему в Спасителя и желающему
спасти свою душу, необходимо принадлежать к Христовой Церкви - к тому необъятному
собранию верующих, главою которого является Господь Иисус Христос, которое
заключает в себе огромное множество святых угодников Божиих, апостолов,
мучеников, святителей, преподобных и праведников всех времен. |
|
|
В этой брошюре мы привели учение Священного
Писания о Церкви. Мы видели, что Она - Царство Божие. Ее главные сокровища
- это истина и благодать Духа Святого. Церковь - "столпом
и утверждением истины" (1 Тим. 3:15). Иисус Христос обещает Церкви
несокрушимую крепость: "Создам Церковь Мою, и врата
ада не одолеют ее" (Мт. 16:18). |
|
|
|
|
|
Господь предсказывал о гонениях за веру: "Поведут
вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками.
Не бойтесь убивающих тело. Враги человеку домашние его." "Вы будете ненавидимы
всеми народами за имя Мое … Претерпевший до конца спасется" (Мт.
10:18-39, Мт. 24:9-13). "Все желающие жить благочестиво,
гонимы будут" (2 Тим. 3:12). |
|
|
Апостол Павел христианам: "Облекитесь
во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских.
Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против
властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
Для сего примите всеоружие Божие" (Еф. 6:11-17) духовный приют
и духовную пищу, где наша душа получает правильное и здоровое духовное развитие,
учится истинной христианской жизни. "Если мы посеяли
у вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Господь повелел
проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9:11-14). |
|
|
"Любовь до того совершенства
достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем
в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх,
потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить
Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "Я люблю Бога," а брата
своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит,
как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь,
чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4:17-21). "Что
мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди
Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди
Его не тяжки" (1 Иоан. 5:2-3). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Миссионерский Листок 45
|
|
|
Издательство храма Покрова
Пресвятой Богородицы |
|
|
Copyright © 1996 and Published
by Holy Protection Russian Orthodox Church |
|
|
2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs,
Cаlifоrniа, 90068, USА |
|
|
Редактор: Архимандрит Александр
Милеант |
|
|
|
|