Как относиться к "внешним"
 
     
  СУЩЕСТВУЮТ два вида "внешних:" ищущие и "знающие." Первые хотят научиться, вторые - поучать. Поэтому:  
  а) с одной стороны, верующие должны быть готовы дать ответ всякому вопрошающему: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15);  
  б) с другой стороны, защищая истину, должны избегать споров, приводящих к распрям и расстройству слушающих: Тексты об этом:1 Тим. 1:4-6, 1 Тим. 6:5 и 20, 2 Тим. 2:16 и 23-26, Тит. 3:9. Поэтому поводу ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита: "(Учи, чтобы) не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят большие споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие" (1 Тим. 1:4-6). "Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких" (1 Тим. 6:5). "О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6:20, 2 Тим. 2:16). "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:23-26, Тит. 3:9).  
  Есть незнание, которое происходит от наивного невежества, как и есть нравственные недостатки, происходящие от немощи. А есть упорное сопротивление истине и упорное пребывание в грехе. Первое "есть грех не к смерти", второе - "грех к смерти".  
  Относительно христианской жизни надо учесть, что совершенство не достигается одним скачком, но идет тернистым путем преодоления своих недостатков. Естественно, поэтому в Церкви наравне с более совершенными всегда были и будут менее совершенные и немощные и даже грешные христиане. Об этом говорят притчи о плевелах (Мт. 13:24-30) и о десяти девах (Мт. 25:1-13; смотри также 1 Иоан. 2:1-2, 1 Иоан. 5:16-18. 1 Кор. 11:19, Гал. 2:4). Из апостольских посланий мы узнаем о распрях, спорах, тщеславии, самолюбии, эгоизме, блудодеянии и других нравственных недостатках среди христиан того времени. Церковь свята потому, что она освящает верующих, но не все верующие святы по причине своих недостатков.  
  Отношение к людям, согрешающим по немощи: "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1:8). "Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан. 2:1-2). "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти… Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему" (1 Иоан. 5:16-18).  
  Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку. Ап. Иаков: "Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3:1). "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19). "Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас" (Гал. 2:4). Цель увещания есть любовь, "от чего отступив некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают" (1 Тим. 1:5-7). "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь" (Ев. 13:9). Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания: "Берегитесь злых делателей" (Фил. 3:2).  
  С другой стороны, существует грех ума - ересь, которая проис-ходит от гордости. Ересь отсекает человека от Церкви. Она есть упорное пребывание во лжи; всякая же ложь - от дьявола, который и есть - "отец лжи". Тексты на эту тему: Мт. 7:15 и 22-23, Мт. 15:13, Мт. 18:17, Мт. 24:11 и 24, Деян. 20:28-31, Иак. 3:1, 2 Пет. 2:1, 1 Иоан. 4:1, 2 Иоан. 1:9-11, 2 Кор. 2:17, 2 Кор. 11:13-15, Гал. 1:8-9, Кол. 2:8, Фил. 3:2, 2 Фес. 2:10-12, 1 Тим. 1:5-7, 1 Тим. 4:1-2, 2 Тим. 2:16-19, 2 Тим. 4:3-4, Тит. 1:9-11, Тит. 3:10, Ев. 13:9, От. 2:6, 2:14 и 2:20.  
  Господь предсказывает судьбу обществ, чуждых Церкви: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мт. 15:13). Он предостерегает верующих: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мт. 7:15). "Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мт. 24:11 и 24. Еще о лжепророках смотри: Ис. 9:15, Иер. 14:14-16, Иер. 23:15-17, Иер. 23:26-28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5-7).  
  Ап. Иоанн: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). "Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан. 1:9-11). Ап. Петр: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2:1).  
  Ап. Павел много внимания уделяет опасности ложных учений. Он, например, оставляет такое завещание служителям Церкви, которых он рукоположил: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что после отъезда моего войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:28-31). "Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе" (2 Кор. 2:17). "Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:13-15). "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8). На епископе лежит обязанность "держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1:9-11).  
  Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь: "Если бы мы, или даже Ангел с неба, стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (т. е. да будет отсечен от Церкви, Гал. 1:8-9). Поэтому "еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит. 3:10). Господь хвалит "Ангела" (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает "ангелов" (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению "Валаама" и "пророчицы Иезевели," которые вводят в заблуждение верующих (От. 2:14, От. 2:20).  
  Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину: "Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (1 Фес. 2:10-12). "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей" (1 Тим. 4:1-2). "А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины… Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне" (2 Тим. 2:16-19). "Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4).  
     
     
 
Жизнь Церкви - возрастание в любви
 
     
  ЦЕРКОВЬ - общество, построенное на любви, царство любви. Тексты об этом: Мт. 22:39, Иоан. 14:15, Иоан. 15:12, 1 Иоан. 3:1, Иак. 2:14-26, Деян. 4; 32-35, 1 Пет. 4:8, 1 Иоан. 2:5, 1 Иоан. 3:16-18, 1 Иоан. 4:7-8, 1 Иоан. 4:17-21, 1 Иоан. 1:2, 1 Иоан. 2:25, 1 Иоан. 3:14, 1 Иоан. 5:2-3, 2 Иоан. 1:6, 1 Кор. 13:1-2, 1 Кор. 14:1-8.  
  1. Любовь Бога к людям: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (1 Иоан. 3:16). "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Иоан. 3:1).  
  2. Наша любовь к Богу выражается в верности и послушании Ему. Надо верить и жить не так, как нам хочется, но как Он учит нас: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14:15). "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем помышлением твоим. Это - первая и наибольшая заповедь" (Мт. 22:37-38). "Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем" (1 Иоан. 2:5). "Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это - та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней" (2 Иоан. 1:6).  
  3. Любовь к ближним выражается в заботе об их спасении и в помощи им.  
  "Вторая (заповедь) подобна ей (первой): возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга." "Милости хочу, а не жертвы!" (Мт. 22:39; Иоан. 15:12, Мт. 9:13).  
  Описание христианского общества в апостольское время: "У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян. 4; 32-35).  
  "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он верует, а дел не имеет… Ты веруешь, что Бог един, хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут… Человек оправдывается делами, а не верой только… Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:14-26). Апостолы наставляют: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8). "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою:и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной" (1 Иоан. 3:16-18). "Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан. 4:7-8, 4:17-21, 5:2-3).  
  Другие положительные качества, лишенные любви к Богу и ближним, теряют свою силу: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13:1-2). "Знание надмевает, а любовь назидает… Кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1 Кор. 8:1-3).  
  Свойства любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся" (1 Кор. 13:3-8).  
  По мере усвоения любви христианин приобщается к новой благодатной жизни Церкви: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий брата пребывает в смерти" (1 Иоан. 3:14). "Жизнь явилась, и мы, видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1 Иоан. 1:2). Большим препятствием любви к ближним является наш эгоизм и самолюбие, от которых рождаются разные страсти. Христианину необходимо преодолевать свое самолюбие, греховные наклонности и как бы "умерщвлять" свои плотские хотения. Поэтому Христос назвал путь в Царство Небесное "узким путем" и "тесными вратами". Вопросу борьбы с грехом Священное Писание уделяет много внимания. Но современные сектанты избегают говорить о необходимости подвига и рисуют христианство в "розовом" свете: "Только верь, и ты спасен!" Не надо ни постов, ни богослужений, ни таинств, ни даже добрых дел. Такой мнимой легкостью спасения они обольщают массы и ведут их по широкому пути. Не так учили апостолы, не так жили христиане первых веков. Мы расскажем подробнее о христианской жизни, о развитии добродетелей и о борьбе со страстями в следующих брошюрах.  
     
 
Заключение
 
     
  КАК МЫ ВИДИМ, Христос не пожелал, чтобы верующие в Него жили разрозненно, но соединил их в одно общество, в одну духовную семью, все члены которой связаны одной верой и взаимной любовью. Это общество называется Церковью.  
  Иисус Христос дал Церкви правильное устройство и послал ей животворящую силу Св. Духа. Он сделал это для того, чтобы каждый верующий в Него был частью Церковного Союза и, укрепляемый благодатью Св. Духа, легче и вернее мог достичь Царства Небесного. Когда христиан было немного и все они жили в Иерусалиме, тогда они были, как одна любящая семья. У них было одно сердце и одна душа. Богатые отдавали свое имущество апостолам, а апостолы оказывали из него помощь бедным. Каждый день верующие собирались для молитвы, слушали наставления св. апостолов, причащались св. Христовых Тайн. Когда христианская Церковь из Иерусалима распространилась по другим городам, то в каждом таком городе все верующие также составляли одну семью - они часто собирались для молитвы, для чтения слова Божия и причащения святых Тайн и с любовью помогали друг другу и заботились о больных, стариках и сиротах. Каждое такое общество называлось церковью, а все они вместе составляли одну христианскую Церковь.  
  Для управления Церковью, наставления верующих и совершения богослужений апостолы рукополагали епископов, священников (пресвитеров) и дьяконов.  
  Мало-помалу в церквах устанавливался одинаковый порядок богослужения, одинаковые церковные обычаи и правила - посты, крестное знамение, богослужебные одежды и т. п. Составлялись церковные песнопения, которые входили во всеобщее употребление Церкви, писались сочинения в защиту и для разъяснения веры, созывались общие соборы для обсуждения и решения церковных дел. Так постепенно складывалась церковная жизнь в том виде, в каком она существует теперь в Православной Церкви. Все жили одной церковной жизнью.  
  Претерпев в течение первых трех веков своего существования жестокие гонения от иудеев и язычников, христианская Церковь во все последующие века вплоть до середины 9-го века, вынуждена была претерпеть не менее жестокую внутреннюю борьбу с еретиками, которые стремились изменить апостольское учение своими утверждениями. Церковь, отстояв на Вселенских Соборах чистоту Христова учения, к середине 9-го века украсилась всею полнотою своего вероучения, богослужебного порядка и песнопений.  
  Мы видели, что полнота Божественного Откровения находится в Писании и Предании. Предание - это единая вероучительная традиция. Православный христианин должен знать свою веру, ясно понимать ее преимущества перед неправославными учениями, и должен помочь ищущему человеку стать на правильный путь. При этом надо избегать религиозных споров, от которых рождается озлобление. Главное в христианской жизни - любить Бога и ближних. Мощным средством для возрастания в духовной жизни является таинство Причащения, в котором верующий соединяется со своим Спасителем. Причастие есть истинное Тело и Кровь вочеловечевшегося Сына Божия.  
  Человеку, верующему в Спасителя и желающему спасти свою душу, необходимо принадлежать к Христовой Церкви - к тому необъятному собранию верующих, главою которого является Господь Иисус Христос, которое заключает в себе огромное множество святых угодников Божиих, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведников всех времен.  
  В этой брошюре мы привели учение Священного Писания о Церкви. Мы видели, что Она - Царство Божие. Ее главные сокровища - это истина и благодать Духа Святого. Церковь - "столпом и утверждением истины" (1 Тим. 3:15). Иисус Христос обещает Церкви несокрушимую крепость: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18).  
     
  Господь предсказывал о гонениях за веру: "Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. Не бойтесь убивающих тело. Враги человеку домашние его." "Вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое … Претерпевший до конца спасется" (Мт. 10:18-39, Мт. 24:9-13). "Все желающие жить благочестиво, гонимы будут" (2 Тим. 3:12).  
  Апостол Павел христианам: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие" (Еф. 6:11-17) духовный приют и духовную пищу, где наша душа получает правильное и здоровое духовное развитие, учится истинной христианской жизни. "Если мы посеяли у вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9:11-14).  
  "Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "Я люблю Бога," а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4:17-21). "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его не тяжки" (1 Иоан. 5:2-3).  
     
 
1 2 3
 
     
  Миссионерский Листок 45  
  Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы  
  Copyright © 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church  
  2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА  
  Редактор: Архимандрит Александр Милеант  
     
     
 
 
     
 
Stalker TOP TopList
 
 

Российский промышленный форум | портал "РесурсИнвест"
доска объявлений "Русский Интегратор" | форум "Новоросс" | ссылки - добавить
+ предложить публикацию материала (статьи, новости, информация) на портале "РесурсИнвест"

последние обновления на форуме "Новоросс"


Православный вэб-комплекс ЗОДЧЕСТВО