![]() |
||||||
Храм Божий - Небесный
островок на грешной земле |
||||||
Архимандрит Александр
(Милеант) |
||||||
Значение храма |
||||||
ХРАМ - это здание, посвященное Богу и предназначенное для Богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы, как сказал Господь: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них." (Мат. 18:20). Здесь "силы небесные с нами невидимо служат," поэтому можно сказать, что храм - это кусочек Неба на земле, или островок Небесного Царства. | ||||||
В этой брошюре мы познакомим читателя с историей возникновения храма и его архитектурных форм, с внутренним устройством храма и значением различных предметов в нем, расскажем о главных богослужениях, о правилах поведения в храме и о подготовке к исповеди и причастию. | ||||||
Храм - это центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь (в таинстве брака), здесь же нас провожают в путь вечной жизни (в погребении). В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. | ||||||
Влекомые благодатью Божией, верующие люди всегда стремились прийти в храм. "Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей … Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень," - говорил древний праведник (Псал. 25:8; 121:1 ). | ||||||
Возникновение храма и
его архитектурных форм |
||||||
Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Р. Хр. | ||||||
Ветхозаветный храм и разные богослужебные предметы: жертвенник, семисвечник, кадильница, облачения священников и другие - были сделаны по откровению свыше. "Все сделайте, как Я показываю тебе, и образец всех сосудов ее; так и сделайте их, - сказал Господь Моисею, - Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе" (Здесь имеется в виду гора Синай. Исх. 25:9 и 26:30). | ||||||
Примерно через пятьсот лет после этого царь Соломон заменил переносную скинию (палаточный храм великолепным каменным храмом в городе Иерусалиме. Во время освящения храма таинственное облако сошло и наполнило его. Господь сказал Соломону: "Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там во веки." (3 Царств. 8 и 9-я главы, 1 Паралип. 6-7 главы). | ||||||
В течение десяти веков, от времени царствования Соломона до времени жиз-ни Иисуса Христа, Иерусалимский храм был центром религиозной жизни для всего еврейского народа. | ||||||
Господь Иисус Христос посещал восстановленный после разрушения Иерусалимский храм и молился в нем. Он требовал от евреев благоговейного отношения к храму, приводя слова пророка Исаии: "Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов," и выгнал из храма тех, кто вел себя в нем недостойно (Ис. 56:7; Мт. 21:12-13; Мр. 11:16; Иоан. 2:13-20). | ||||||
После сошествия Святого Духа апостолы по примеру Спасителя также посещали ветхозаветный храм и молились в нем (Деян. 2:46). Но при этом они начали дополнять храмовые богослужения особыми христианскими молитвами и таинствами. А именно, по воскресным дням (в "День Господень") апостолы с христианами собирались по домам верующих (иногда в особо предназначенных для молитвы помещениях - икосах) и там молились, читали Священное Писание, "преломляли хлеб" (совершали Литургию) и причащались. Так возникли первые домашние церкви (Деян. 5:42; 12:12; 20:8; Рим. 16:4; Кол. 4:15). Позже, во время гонений со стороны языческих правителей, христиане собирались в катакомбах (подземных помещениях) и там совершали Литургию на гробах мучеников. | ||||||
В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания в 313-ом году христианские храмы начали возникать повсеместно. | ||||||
Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четвероугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых "нефами" (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. | ||||||
Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с 5-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура имела большое влияние на православном Востоке. | ||||||
Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы, на Западе, например, - готический стиль: храмы с высокими шпилями. Таким образом, облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый облик. Храмы с древнейших времён украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной. | ||||||
Количество куполов (глав) на храме имеет свое значение. Один купол ставится в честь единого Бога, три - в честь Святой Троицы, пять - в честь Спасителя и четырех Евангелистов, семь - в честь семи таинств, тринадцать - Спаситель и двенадцать апостолов. | ||||||
Над входом в храм или несколько в стороне от него помещается колокольня. Звон колоколов напоминает верующим о богослужении в храме. | ||||||
Медленный звон в самый большой колокол называется благовест. Такой звон употребляется перед началом богослужения, например: перед всенощной или литургией. Радостный мелодичный звон всех колоколов, называемый трезвоном, совершается в праздничные дни. В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении. | ||||||
"Звон колоколов - это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней… Колокольный звон - своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть" (Прот. Александр Мень). | ||||||
Внутреннее устройство храма |
||||||
По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святое святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, средняя часть и алтарь. | ||||||
Притвором называется западная часть храма, где находится главный вход. В древней церкви он предназначался для оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) и для кающихся (отлученных от Причащения за тяжкие грехи). Обычно притворы были большого размера, и иногда в них устраивались бассейны для крещения взрослых. В настоящее время притворы сравнительно небольшие. В них продаются свечи и просфоры. Лестница, ведущая в притвор, и верхняя ее площадка называются папертью. | ||||||
Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом: перегородкой с множеством икон. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. | ||||||
Только с конца 8-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы, и перегородки стали сооружаться более высокими. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану. | ||||||
В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь: средняя - царские врата (через них Сам Господь, Царь Небесный, невидимо входит в Святых Дарах или Причащении) и две боковые (с правой стороны - южные, а с левой - северные). На Царских вратах изображаются Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), а на боковых - архангелы Михаил и Гавриил. | ||||||
По правую сторону от Царских врат всегда находится икона Спасителя, а по левую - икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя помещается храмовая икона с изображением события или святого, в честь которого освящен храм. | ||||||
По бокам нижнего ряда иконостаса размещаются иконы особенно чтимых святых (Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и др.). Над Царскими вратами всегда висит икона Тайной Вечери, напоминающая о главном таинстве, совершаемом в храме: Причащении. | ||||||
Иконостасы обычно имеют несколько рядов - ярусов. Во втором ярусе помещаются иконы двенадцати главных праздников, в третьем - апостолов, в четвертом - пророков. Верх иконостаса завершается крестом. | ||||||
Иконостас обычно расположен на возвышении, называемом солеей. Солея предназначается для лиц, участвующих в богослужении. Середина солеи против Царских врат называется амвоном; здесь диакон произносит молитвы (ектеньи) и читает Евангелие, сюда же верующие восходят для причащения Святых Таин. По краям солеи находятся клиросы для чтецов и певцов. У клиросов ставятся хоругви, т. е. иконы на мягком материале, прикрепленные к длинным древкам, в виде вертикально висящих флагов. Они выносятся во время крестного хода, как церковные знамена. | ||||||
Алтарь - это самая священная часть храма. В алтаре стоят престол и жертвенник. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, на котором совершается таинство Причащения. Покрытый священными одеждами, он находится посредине алтаря. На нем лежат крест, евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица. | ||||||
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся запасные Святые Дары. Дароносицей называется небольшой ковчег, в котором священник переносит Дары для причащения больных на дому. Антиминс - это шелковый плат, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб и орудия страданий Спасителя: терновый венец, копье, губка, столб бичевания, гвозди и др. | ||||||
На антиминсе указывается: когда, для какого храма и каким архиереем он освящен. На оборотной стороне антиминса пришивается мешочек с частицей святых мощей, следуя традиции первых веков христианства, когда верующие на гробах мучеников совершали таинство Причащения. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать Литургии. Для большей сохранности антиминс завертывается в еще один шелковый плат. | ||||||
За престолом стоят крест и семисвечник. | ||||||
Жертвенником называется стол, также покрытый священными одеждами, на котором совершается проскомидия, т. е. приготовляются хлеб и вино для совершения таинства Причащения (Евхаристии). Он стоит в северо-восточном углу алтаря. На нем находятся священные сосуды: чаша (потир), в которую вливается церковное вино; дискос - небольшое круглое блюдо на подставке, с изображением Младенца Иисуса, лежащего в яслях; на дискос кладется хлеб (Агнец - вырезанная средняя часть просфоры) для освящения на Литургии, а также частицы, вынутые из других просфор; звездица, состоящая из двух, крестообразно соединенных между собой, изогнутых металлических дуг; она поставляется на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам; копье, которым вырезается из просфоры Агнец и вынимаются частицы из просфор; лжица (ложечка) для причащения верующих; губка для вытирания чаши. | ||||||
Иногда в храме, кроме главного, помещаются еще несколько боковых алтарей, называемых приделами. В них служатся ранние литургии и некоторые менее торжественные богослужения. | ||||||
Главный алтарь, куда обращены взоры молящихся, находится на восточной стороне храма. С апостольских времен принято молиться на восток, символизирующий Иисуса Христа, Сына Божия, просвещающего всякого человека, приходящего в мир. | ||||||
Литургия, совершаемая в храме, имеет не земное, а небесное происхождение. К такому заключению приводит видение, описанное апостолом Иоанном Богословом в книге Откровения. | ||||||
Действительно, небесное богослужение, виденное им, во многом напоминает нашу православную Литургию: небесный престол, семисвечник, золотая кадильница с курящимся фимиамом, чаша, закланный Агнец посреди престола, старцы в светлых одеждах и золотых венцах, предстоящие престолу, а далее - бесчисленное множество ангелов и праведников, славословящих Творца (От. 4-5 главы). 24 старца соответствует 24-ом священническим чредам, установленным царем Давидом для служения в храме (1 Паралип. 24:1-18). | ||||||
Как на Небе, так и в Православном храме закланный Агнец возлежит на престоле. Видение апостолом Иоанном под небесным престолом душ убиенных за слово Божие соответствует мощам святых мучеников, на гробницах которых в древности совершались Литургии. Таким образом, приходя в храм на божественную Литургию надо осознавать, что мы удостаиваемся участвовать в великом и таинственном священнодействии. На ней наши молитвы сливаются с молитвами ангелов и святых угодников, окружающих престол Небесного Царя. | ||||||
Миссионерский Листок 50 | ||||||
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы | ||||||
Copyright © 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church | ||||||
2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА | ||||||
Редактор: Архимандрит Александр Милеант | ||||||
.Для оформления колонтитула использована графика художника Ю. Черепанова. | ||||||
|
||||||||
|
||||||||
|