![]() |
||
Смысл и цель богослужений |
||
Духовно чуткий человек сознает, что его существование и все блага, которыми он пользуется, - все дело милости Божией. Из этого сознания вытекает потребность благодарить Бога: "Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его." ("Вся внутренняя" - это совокупность всех душевных качеств, всех лучших и благородных сил человека, призванных к участию в славословии Господа). Отсюда вытекает прославление Господа в храме: чтением, пением, даром художественного изображения и разных других искусств - всем, что придает благолепие богослужению. | ||
О чем молиться? | ||
Молитва есть беседа с Богом, подобная беседе с людьми. О чем мы беседуем с людьми? Высказываем свои мысли и чувства, обращаемся за помощью, поучаемся, слушая других, благодарим, хвалим или просим прощения. Подобная беседа происходит и в Доме Божием. Основные элементы её содержания такие: | ||
(а) благодарение и прославление Бога; | ||
(б) покаяние в грехах и в нарушениях своего христианского долга; | ||
(г) просьба о помощи, об избавлении от болезней, от опасностей, молитва о спасении; молитва друг за друга, за Церковь, за народ, за весь мир. | ||
Как особый вид молитв о ближних - молитва о наших усопших отцах, братьях, сестрах, о прощении и упокоении их. | ||
Почти во всех молитвенных обращениях видим соединение разных элементов молитвы, т. е. наши прошения к Богу, соединенные с покаянием, или благодарением, или славословием. | ||
"Сама молитва в храме всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к умилению, исправлению, к добродетельной жизни, требует плодов покаяния, напоминает о смерти, о Страшном Суде, изображая грозное судилище Господне над всем миром; представляет наше страшное греховное растление, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без таинств покаяния, причащения, без поста, без слез, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. | ||
Богослужение научает, и утешает, и питает, и врачует, и укрепляет души христианские. Оно возвышает и радует дух христианина. Это небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом и Искупителем нашим; это сокровищница всех благ, всех даров Святого Духа, сокровищница всех сил к жизни и благочестию, всех добродетелей в лицах, в примерах, достойных подражания" (св. Иоанн Кронштадтский, Мысли о богослужении). | ||
Обращаясь к Богу за помощью, мы просим молиться о нас и святых угодников Божиих, ближе стоящих к Богу, чем мы. | ||
Значение креста |
||
Крест - символ победы добра. Своими страданиями на нём Господь Иисус Христос смыл людские грехи, победил дьявола, упразднил смерть и открыл людям путь к вечной жизни. Крест свидетельствует о бесконечной любви Божией к грешному человечеству. Но Крест гораздо больше, чем символ: он обладает - духовной силой. | ||
Крестным знамением совершаются все таинства в Церкви: освящение воды при крещении, преподание благодати Святого Духа в миропомазании, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову в Причащении и т. д. Полагая на себя знамение Креста, верующий человек привлекает к себе возрождающую силу искупительных страданий Богочеловека. Крестом Христовым освящается воздух, вода и вся природа. Падшие духи боятся креста и бегут от него, как насекомые от огня. | ||
Почитание христианами Креста восходит к первому веку. Во втором и третьем веке почитание Креста сделалось настолько общераспространённым, что язычники называли христиан "крестопоклонниками." Изображения креста находим на древних христианских памятниках и в катакомбах. | ||
По небесному откровению император Константин Великий, когда был еще язычником, сделал на знаменах своих войск изображение Креста и благодаря этому победил ненавистника христиан, императора Максентия, выступившего против него с гораздо большим войском. Вразумленный чудесной помощью в войне с Максентием, император Константин Великий стал покровительствовать христианам, и благодаря этому вера Христова, до этого гонимая, стала быстро крепнуть в разных странах Римской империи. С тех пор храмы стали украшать крестами как снаружи так и внутри. | ||
При крещении на новокрещенного одевают нательный крестик. Этот крестик следует носить на груди, как Божественную печать для ограждения от всякого зла. | ||
Святые отцы Церкви много писали о великой силе Креста Господня. Объясняя Священное Писание, они видели его прообразы во многих библейских событиях: в помазании косяков дверей кровью пасхального агнца, в медном змее, водруженном пророком Моисеем в пустыне, в запечатлении праведников таинственным начертанием на челах, как это описано в книгах пророка Иезекииля и Апокалипсисе (Исх. 12:7-13; Ис. 44:5; Иез. 9:4; От. 7:3, 9:4, 14:1; Числа 21:8-9). О почитании древними христианами изображения святого Креста и о крестном знамении смотри у святого Иустина Философа, Оригена, святого Киприана Карфагенского, у Тертулиана и у последующих писателей. | ||
Православные христиане отличаются от инославных тем, что полагают на себе крестное знамение - крестятся. Но не все одинаково это делают: одни крестятся благоговейно и с верой, а другие - торопливо и небрежно. Лучше редко креститься, чем креститься часто и как попало. Для правильного крестного знамения складываются пальцы правой руки следующим образом: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаются концами вместе. Сложенные так пальцы знаменуют Святую Троицу. Два других пальца (безымянный и мизинец) подгибаются к ладони. Они символизируют два естества в Господе Иисусе Христе - божеское и человеческое. | ||
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем
сложенные пальцы на лоб (для освящения нашего ума), на живот (для освящения
наших внутренних чувств), потом на правое и левое плечи (для укрепления
наших духовных и физических сил). |
||
Креститься нужно во время молитвы, при входе в храм, при целовании икон и священных предметов. Креститься нужно во всех важных случаях жизни, в опасности и в горе. Надо помнить, что крестное знамение привлекает к нам божественную силу и одновременно отражает всякое дурное влияние со стороны бесов. | ||
Примечание о русском кресте. К прямоугольному изображению креста русские добавляют наверху малую перекладину в память дощечки, прибитой ко кресту Христову, на которой было написано: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский." Перекладина наискось внизу русских восьмиконечных крестов напоминает о двух разбойниках, распятых по правою и левую сторону от Спасителя. Разбойник, висевший справа, раскаялся в своих грехах, поверил в Господа и пошел в рай (перекладина указывает вверх правой стороной), а разбойник, висевший слева, озлобился, хулил Христа, и поэтому погиб (перекладина указывает вниз). | ||
Иконы и фрески |
||
Существенной принадлежностью православного храма являются иконы и фрески с художественными изображениями Спасителя, ангелов, святых угодников Божиих и библейских сюжетов. Иконы напоминают о Боге, о Его делах милости, о небесном мире. Они передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Эти святые изображения создают в храме молитвенное настроение. Без них он был бы похож на зал для светских собраний. | ||
Молясь перед иконой, надо помнить, что мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены. Все, на что мы смотрим и что слышим, влияет на наши мысли и настроение - так устроена наша природа. Поэтому нам гораздо легче сосредоточится на молитве, когда мы видим перед собой Его изображение, чем когда перед нашими глазами голая стена или что-либо не относящееся к молитве. | ||
Инославные осуждают употребление икон, неправильно понимая смысл второй ветхозаветной заповеди, запрещающей служение ложным богам. Мы знаем из священной истории, что Господь, запрещая идолопоклонство, в то же время повелел Моисею сделать на крышке Ковчега Завета золотых херувимов, где обещал являться ему: "Сделай их на обоих концах крышки… Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов." | ||
Подобным образом и в храме Соломона, на месте куда были обращены взоры молящихся священников, находились скульптурные и вышитые изображения херувимов (Исх. 25:18-22 и 26:1-37; 3 Цар. 6:27-29; Парал. 3:7-14). В восстановленном Иерусалимском храме, тоже имевшим подобных херувимов, молились Господь Иисус Христос, Его апостолы и первые христиане. | ||
Древнейшей иконой является так называемый "Нерукотворный образ" Спасителя. Как повествует предание, Господь Иисус Христос послал чудесно запечатлевшееся на полотне изображение Своего Лика эдесскому князю Авгарю, страдавшему проказой. Помолившись перед ним, Авгарь исцелился от своей болезни. | ||
Евангелист Лука был живописцем и написал несколько портретов Пресвятой Девы Марии, послуживших образцом для Ее икон (многие из которых были чудотворными). | ||
Древнейшие места молитвы христиан, катакомбы, сохранили до наших дней священные изображения еще с тех времен. Эти изображения отличаются большей символичностью в сравнении с современными иконами. Тем не менее идея та же: напоминать о Боге. Среди таких древних изображений следует упомянуть агнца - символ Господа Иисуса Христа, пострадавшего за людей; льва - символ Его могущества; рыбы - в своем греческом названии "ихтис" содержит инициалы Иисуса Христа, Сына Божия; якорь - знак христианской надежды; голубя - символ Святого Духа; птицы феникс и петух - символы воскресения; павлин - символ бессмертия; лоза и корзина с хлебами - символы таинства Причащения и т. д. Встречаются в катакомбах и более сложные художественные композиции, иллюстрирующие библейские события и Евангельские притчи: Ноя в ковчеге, поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, пророка Ионы в ките, пророка Моисея, получающего скрижали Завета, притчи о сеятеле, о десяти девах и другие. С веками эти ранние христианские символы и композиции стали более художественными и разнообразными. | ||
На иконах Бог изображается в тех образах, в которых Он являлся людям. Так, например, Пресвятая Троица изображается в виде трех странников-ангелов, сидящих за столом. В таком виде Господь явился праведному Аврааму. На других иконах каждое из Лиц Пресвятой Троицы имеет свое символическое очертание. Бог Отец - в виде старца, потому что Он так явился пророкам Исаии и Даниилу. Иисус Христос изображается в человеческом образе, каким Он был когда сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Девы Марии, или учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим или вознесшимся. | ||
Бог Дух Святой изображается в виде голубя (так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане) или в виде огненных языков (так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа). | ||
Иконы должны отличаться от обычных картин или фотографий и изображения на них должны соответствовать иконописной традиции, выработанной веками. Вновь написанная икона непременно должна быть освящена в храме и окроплена святой водой. После этого она становится священным предметом, через который невидимо действует благодать Святого Духа. Известно много чудотворных икон, от которых совершаются многочисленные исцеления. | ||
Вокруг головы Спасителя и святых угодников и угодниц Божиих на иконах изображается сияние - светлый кружок, называемый нимб. Нимб символизирует благодать Божию, пребывающую в том, кто с нимбом нарисован. Сияние света Божия, обычно невидимое для вещественного глаза, иногда по воле Божией делается видимым для людей. Так, например, пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослепить людей светом, исходящим от его лица. Апостолы удостоились увидеть сияние Божества Христова на горе Фавор. | ||
Лицо преподобного Серафима Саровского во время беседы с Мотовиловым было как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо святого. Подобные описания можно прочесть в житиях и многих других святых. В нимбе Спасителя обычно пишутся буквы О ОН, что по-гречески означает Сущий, потому что Он, как Бог, существует всегда. Над головой Божией Матери ставятся буквы МР ФУ. Эти греческие буквы означают Матерь Божия (Митир Феу). | ||
Богослужебные циклы и виды богослужений |
||
а) Годовой круг богослужений | ||
Каждый день года посвящается памяти каких-то святых, а также особым священным событиям - праздникам. Есть праздники неподвижные, которые из года в год отмечаются в те же числа, например: Рождество Христово (и предшествующий празднику Рождественский пост), Успение Божией Матери (и Успенский пост). Существуют, кроме того, подвижные праздники, которые в разные годы приходятся на разные числа. Сюда входят праздники, связанные с Пасхой, как, например: Вербное вокресение, Вознесение и Троица. | ||
Пасха - самый радостный христианский праздник. Она - "праздников праздник и торжество из торжеств." Господь Иисус Христос воскрес из мертвых на следующий день после иудейской Пасхи, которая в год Его распятия приходилась в субботу. | ||
Так как ветхозаветная Пасха праздновалась по лунному календарю, и в разные годы приходилась на разные числа, то и новозаветная Пасха стала праздноваться в зависимости от ветхозаветной. Первый Вселенский Собор постановил, чтобы христианская Пасха праздновалась непременно отдельно от иудейской и всегда в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. | ||
Существуют пасхальные таблицы (Пасхалии), которые на каждый год указывают, когда приходится Пасха. Самая ранняя Пасха может быть 4-го апреля (22 марта по церк. кал.), а самая поздняя - 8-го мая (25 апр. по церк. кал.). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост. Каждое воскресение великого Поста посвящается особому событию (смотри брошюру: Великий пост). За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресение, через сорок дней после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а еще десять дней спустя - Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов). | ||
Вот перечень главных двенадцати ("двунадесятых") праздников, с указанием чисел по новому стилю: | ||
Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Богоявление, 19 янв.), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение (7 апр.), Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи), Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) или день Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи), Преображение Господне (19 авг.), Успение Божией Матери (28 авг.), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.), Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 дек.). | ||
От праздника Троицы начинается последовательное чередование 8-ми "гласов" - напевов и ежедневных чтений из апостольских посланий и Евангелия. | ||
б) Недельный круг богослужений | ||
Кроме годового, существует еще недельный круг богослужений, согласно которому каждый день недели посвящается какому-нибудь священному событию или святому. Так воскресный день посвящается Воскресению Христову; понедельник - ангелам; вторник - пророкам во главе с Иоанном Крестителем; среда и пятница - воспоминанию страданий Спасителя на Кресте (поэтому среда и пятница - постные дни); (в среду Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов, предал Христа иудейским первосвященникам кроме Креста в среду вспоминается Божия Матерь; в четверг поминаются святые апостолы и их преемники - святители, из них особенно чтится святой Николай Чудотворец; в субботу поминаются преподобные, мученики и все святые. В субботу также поминаются и все умершие. ("Неделей" на церковно-славянском языке называется воскресный день, как день неделания, т. е. свободный от дел житейских, а семь дней, которые принято теперь называть неделей, называются седмицей). | ||
в) Суточные богослужения | ||
Следуя библейской традиции, церковный день начинается с вечера. (Библейское повествование о днях творения начинается с вечера: "И был вечер и было утро, день один" (Быт. 1:5). Поэтому первое богослужение церковного дня - это вечерня. Всех богослужений, совершаемых в течение суток, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (первый, третий, шестой и девятый) и Божественная Литургия. Впрочем, эти богослужения в своем полном составе совершаются обычно в монастырях и при некоторых многолюдных соборных храмах. | ||
Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. В ней верующие благодарят Господа за прошедший день и просят милостей Его на предстоящий вечер. | ||
Повечерие - служба, совершаемая после вечерней трапезы (ужина); оно состоит из ряда молитв перед отходом ко сну, в которых верующие просят у Господа прощения грехов и защиты от козней дьявола во время сна. | ||
Полунощница - служба преимущественно монашеская, совершаемая в полночь, в воспоминание молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Молитвы полунощницы призывают молящихся бодриться и быть всегда готовыми ко дню суда, который придет внезапно, как Жених в полночь (притча о Десяти Девах). | ||
Утреня - служба, совершаемая утром перед восходом солнца. В ней верующие благодарят Бога за прошедшую ночь и просят помощи на наступающий день. | ||
Часы - это совсем короткие богослужения, которые читаются в течение дня; на них отсутствует пение. Первый час соответствует приблизительно нашему седьмому часу утра, поскольку в древности счет времени начинался от восхода солнца. На третьем часе, соответствующем девяти часам утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом часе (двенадцать дня) - распятие Господа Иисуса Христа. На девятом часе (то есть в три часа после полудня) - смерть Спасителя на Кресте. | ||
Самое важное богослужение - Литургия (иногда называемая просто "обедня") - совершается до полудня. На Литургии перед духовным взором молящегося проходит земная жизнь Спасителя, в особенности Тайная вечеря, когда Господь Иисус Христос установил таинство Причащения. В этом таинстве совершается чудо: Дух Святой сходит на хлеб и вино и пресуществляет их -- т. е. изменяет их сущность. Хлеб становится истинным Телом Христовым и вино в чаше истинной Кровью Христовой. | ||
Эти богослужения в древних монастырях совершались отдельно одно от другого в положенное для них время. Когда эти богослужения стали совершать в приходских храмах, то для удобства их соединили в две группы: вечернее богослужение и утреннее. | ||
В состав вечернего богослужения вошли вечерня, утреня и первый час, в состав дневного - третий и шестой час и Литургия. Девятый час, повечерие и полунощница в приходских храмах опускаются. | ||
Накануне праздников и воскресных дней вечернее богослужение (состоящее из вечерни, утрени и первого часа) совершается более торжественно, чем в будние дни, и именуется оно всенощной - от "всю ночь," потому что у древних христиан оно начиналось вечером и кончалось утром, когда переходило в Литургию, на которой верующие причащались. | ||
Миссионерский Листок 50 | ||
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы | ||
Copyright © 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church | ||
2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА | ||
Редактор: Архимандрит Александр Милеант | ||
.Для оформления колонтитула использована графика художника Ю. Черепанова. | ||
|
||||||||
|
||||||||
|