![]() |
||
Правила поведения в храме |
||
Святость храма требует к себе особого благоговейного отношения. Апостол Павел учит, что на молитвенных собраниях "все да бывает благообразно и по чину." С этой целью установились следующие руководящие правила. | ||
1. Чтобы посещение храма послужило на пользу, очень важно себя настроить молитвенно еще на пути к нему. Надо подумать, что мы хотим предстать перед Небесным Царем, перед Которым с трепетом предстоят миллиарды ангелов и святых угодников Божиих. | ||
2. Не грозен Господь к тем, которые благоговеют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: "Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мт. 11:28). Успокоение, укрепление и просветление души - вот цель посещения храма. | ||
3. В храм следует приходить в чистой и приличной одежде, как требует того святость места. Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в коротких или открытых платьях или в брюках. Еще до входа в храм женщинам следует стереть краску с губ, чтобы при целовании икон, чаши и креста не оставлять на них красных отпечатков своих губ. | ||
4. Входя в храм, следует не спеша перекреститься и сделать поясной поклон в сторону алтаря, говоря: "Боже, будь милостив ко мне грешному," или: "Боже, очисть меня грешного и помилуй меня." | ||
5. После этого купи свечу (или несколько свечей), и поставь перед иконой (иконами), как свою жертву Богу. Если пришел на Литургию, то приобрети просфору и подай записку или помянник с именами своих близких за здравие (о живых) и за упокой (об умерших). | ||
6. Поцеловав храмовую икону (или несколько икон по своему желанию), тихо, никого не толкая пойди к тому месту в храме, где ты будешь молиться в течение службы. Если проходишь против Царских врат, благоговейно перекрестись и поклонись в сторону престола. Принято, что мужчины стоят на правой стороне храма, а женщины - на левой. Застревать в притворе не следует, так как это место для прохода. | ||
7. Непременно приходи в храм к началу богослужения. Если же по особо важным причинам опаздываешь, то старайся не помешать молитве других, ранее пришедших. Если входишь в храм во время чтения Евангелия, пения Херувимской или во время Евхаристического канона Литургии (от песни "Достойно и праведно есть" до песни "Достойно есть, яко во истину") или пения "Отче наш," то остановись в притворе и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо иди на свое место. | ||
8. Если увидишь знакомых людей, молчаливым поклоном поздоровайся с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай. Стоя в храме не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя. Ни в коем случае не допускай в храме посторонних разговоров, а тем более шуток: это - грех. | ||
9. В храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. | ||
10. В храме молись, как участвующий в богослужении, а не присутствующий только. Пусть все молитвы и песнопения исходят от твоего сердца. | ||
11. Когда слышим слова общего благословения, как, например: "Мир всем," "Благодать Господа нашего Иисуса Христа… " или другие подобные возгласы, наклони голову, не крестясь. На каждение отвечай наклонением головы. | ||
12. До конца богослужения не уходи из храма, ибо это неуважение к святости дома Божия и отвлекает других от молитвы. | ||
13. К святому Причащению подходи благоговейно, скрестив руки на груди (левая рука покрывает правую); не крестясь целуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть ее, и, выпив затем теплоту (запивку), вернись на свое место, благодаря Бога. Женщины подходят к Чаше с покрытой головой и ненакрашенными губами. | ||
14.Увидев кого-нибудь в неподобающей одежде, или нарушающего перечисленные здесь правила, скажи об этом старосте или его помощнику, но сам не делай замечаний в храме. | ||
15. Уходя из храма, перекрестись и в течение остального дня бережно храни полученную в нем благодать. | ||
Приготовление к исповеди и причащению |
||
"Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите." |
||
Исповедь и Причащение - два сильных средства духовного обновления. В древности христиане причащались каждое воскресение, исповедовались же по мере надобности. | ||
Готовящийся ко святому Причащению должен проникнуться глубоким сознанием своей греховности и ничтожества перед Богом. Он должен примириться со всеми и беречь себя от чувств злобы и раздражения, удерживаться перед причащением от осуждения других, нечистых мыслей, лишних разговоров, воздерживаться от суетных и греховных развлечений (телевизора, фильмов, громкой музыки и т. д). Следует размышлять о величии таинства Причащения, проводя, насколько это возможно, время в уединении, чтении книг духовного содержания и в размышлении. | ||
Желающий причаститься должен, лучше всего еще накануне, во время вечернего богослужения, исповедаться - принести искреннее раскаяние Богу в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыть свою душу, ничего не утаивая, с твердым намерением исправить свою жизнь. Во время исповеди лучше не ожидать вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Поисповедовавшись, необходимо принять решение стать лучше и не повторять своих прежних грехов. | ||
Перед причастием следует прочесть положенные к причастию молитвы (смотри молитвенник), а также своими словами попросить Бога милости и духовного обновления. Причащаются натощак: перед причастием, начиная с полуночи нельзя ничего есть, пить или курить. | ||
Примечание. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но непременно до начала Литургии, а никак не во время ее. Требующий исповеди во время Литургии оказывает неуважение к исповеди, кото-рая из-за нехватки времени проходит наспех, а кроме того всех дру-гих заставляет ждать окончания исповеди, нарушая последователь-ность богослужения. | ||
Заключение |
||
В этой брошюре мы познакомили читателя с историей возникновения храма и его устройством, со значением различных предметов в нем; рассказали о главных видах церковных служб, о суточном, недельном и годовом круге богослужений; напомнили основные правила поведения в храме; объяснили значение причащения и как готовиться к нему. | ||
Идя в храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от общего мира суеты и соблазнов. Здесь мы предстаем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с ангелами и святыми приносим Ему жертву хвалы и благодарения. | ||
Чтобы пребывание в храме принесло пользу нашей душе, необходимо вникать в содержание богослужений, вдумываться и углубляться в них. Совместная молитва в храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимаемая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, совершенствует, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу. | ||
Итак, будем дорожить своим православным храмом как небесным островком на грешной земле. Будем содействовать его красоте и благолепию совершаемых в нем богослужений. Господь же, щедрый и милостивый, да пошлет нам Свои духовные и земные дарования, чтобы, ограждаемые Его всесильной помощью, мы стали достойными вечной жизни в Царстве Небесном. Аминь. | ||
Миссионерский Листок 50 | ||
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы | ||
Copyright © 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church | ||
2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА | ||
Редактор: Архимандрит Александр Милеант | ||
.Для оформления колонтитула использована графика художника Ю. Черепанова. | ||
|
||||||||
|
||||||||
|