Святые отцы о Святом великомученике Георгии Победоносце

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. "Святой великомученик Георгий." Священномученник архиепископ Фаддей (Успенский).

2. "Речь к Святому Георгию от грешника Егора." "Творения Георгия затворника Задонскаго".

3. "Молитва Святому Великомученику и Победоносцу Георгию." "Творения Георгия затворника Задонскаго".

=========================================================================

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ

Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский)

"Память праведного с похвалами" (Притч. 10, 7) - эти слова, сказанные еще древними о праведниках Ветхого Завета, во всей силе приложимы к мученикам Христовым, среди которых, как пресветлая звезда, сияет св. великомученик Георгий. Среди мучений, прославленный от Бога великими чудесами, он еще более прославлен был после смерти. Восхваляет Святая Церковь его мученические подвиги, в которых столь славно явил Себя Бог, дивный во святых Своих. Умножилась слава св. Георгия через многочисленные чудесные благодеяния, даруемые тем, кто с верою и любовию призывал св. мученика на помощь. Всюду с древних времен строились во имя его храмы. Его именем называли родители детей своих.

В народе русском память о св. великомученике Георгии хранилась с особенною любовию: ему посвящались храмы, обители, его именем называли города и селения. Наш народ, кроме церковных хвалебных песен, слагал особые духовные стихи о св. Георгии.

Постараемся, хотя бы кратко, вспомнить о жизни и подвигах его, чтобы полнее и теплее была наша хвала в честь святого, который доселе продолжает быть дерзновенным предстателем нашим пред Богом, светлою звездою для бедственно плавающих по морю житейскому.

Римский император Диоклитиан, в ненависти к христианству, столь подрывавшему почитание языческих богов, совещался со своими сановниками о том, как истребить христианство. Он издал повеление о гонении христиан во всей Римской империи.

Отец св. Георгия был замучен за исповедание Христа еще в дни его детства, а мать, переселившаяся после смерти мужа в Палестину, скончалась здесь через несколько лет. Святой Георгий, с детства возлюбивший Христа, служил в то время в римском войске.

Отличаясь красотою и мужеством, он достиг почетных степеней воинского звания. Узнав о замыслах Диоклитиана, св. Георгий понял, что пришел для него час исповедать Христа. Раздав сначала, по заповеди Христа, свое имение, он явился пред лице императора и его сановников и бесстрашно заявил, что они, поставленные для хранения благодетельных законов, осуждают на муки ни в чем не повинных христиан, принуждают их чтить ложных богов, тогда как единый Христос есть Бог истинный.

Как громом были поражены этими словами слышавшие. По поручению императора его сановник начал спрашивать Георгия, что побудило его говорить так дерзко? Св. Георгий отвечал, что побудила его говорить истина, которая есть Христос, ради свидетельства о которой он сам добровольно и явился пред лицем собрания. Император пытался было напомнить ему, что он ради благородства, разума и мужества Георгия почтил его немалым саном и готов еще более почтить, если он принесет жертву языческим богам. Георгий же отвечал, что царство земное непостоянно и суетно и что никакие муки не могут отклонить его от почитания Бога истинного.

Тогда начали его мучить. Ноги св. мученика забили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Призванный утром к царю, будучи едва в силах говорить от изнеможения, св. Георгий однако заявил, что скорее царь изнеможет, мучая его, чем он, мучимый. После того мученика, привязанного к колесам, стали вращать около доски с остриями, так что тело его раздиралось на части. Святой же, не испустив ни одного стона, хвалил Бога.

Думая, что Георгий от этой муки умер, император пошел в капище Аполлона, но в это время потемнело небо, раздался гром, и многие слышали голос: "Не бойся, Георгий, Я с тобою". Светозарный Ангел явился в виде юноши. Сказал: "Радуйся", освободил святого, и он здоровым явился к царю. Сановники Антоний и Протомон, увидев это чудо, исповедали величие Бога Христианского, за что были усечены мечом. Царица Александра, жена Диоклитиана, тоже познала истину Христову и хотела исповедать Христа, но была удержана епархом и уведена.

Тогда мученика решили бросить в ров с негашеной известью. Идя на эту муку, св. Георгий молился, чтобы не дал Бог восторжествовать врагам своим и не сказали бы они: "Где Бог его?" И вот, как отроки в печи Вавилонской, святой был сохранен во рве невредимым. Через три дня его нашли там простирающим руки к Богу, благодарившим Бога. Многие, увидев это, прославили Бога Христианского. Император же в безумии своем приписал случившееся с Георгием колдовству. Св. Георгий сказал, что это хула на Бога, избавившего его, что он плачет о слепоте прельщенных диаволом. Тогда на ноги святого надели железные сапоги с раскаленными гвоздями внутри и так с побоями гнали до темницы. Георгий же, ободряя себя, говорил: "Иди, Георгий, ибо идешь не на неверие". Он молился, чтобы Бог дал ему терпение до конца.

Утром, увидев мученика исцелившимся от ран, Диоклитиан опять стал говорить ему, чтобы он оставил волхвование и принес жертву богам. Георгий же сказал, что безумны называющие силу Божию волхвованием и бесстыдно хвалящиеся бесовскою прелестью. За это император велел бить его воловьими жилами по всему телу, и видя, что лицо мученика остается светлым среди всех мук, продолжал говорить, что все это от волшебства. Тогда его сановник Магнеций дал совет Диоклитиану призвать волхва Афанасия, который своими волхвованиями заставил бы св. Георгия повиноваться царю или отравил его в случае непокорности.

Выпив первую чашу с ядом, св. Георгий не потерпел вреда и остался непреклонным. И вторую чашу выпил он и опять без вреда, причем сказал, что спасается от смерти не каким-либо волхвованием, а призыванием Имени Иисуса Христа, сказавшего: "Не бойтесь убивающих тело" (Мф. 10, 28; Лк. 12, 4), "и волос с головы вашей не упадет" (Лк. 21, 18). "Если что смертоносное выпьют, не повредит" (Мк. 16, 18). Афанасий посоветовал еще царю предложить Георгию для доказательства истинности своих слов воскресить мертвого. И св. Георгий, зная, что мучителей не обратит к вере даже воскресение мертвого, однако ради окружающих людей, со слезами молил Христа, чтобы Он, давший апостолам силу совершать чудеса, воскресил мертвеца ради прославления Имени Своего. Тогда загремел гром, потряслась земля и мертвый воскрес. Сам волхв Афанасий, видя это, припал к ногам мученика, исповедал Христа и был обезглавлен. Диоклитиан же в ослеплении и ожесточении сердца продолжал уверять, что все это дело волшебства, соединенного с обманом, и повелел ввергнуть св. Георгия в темницу. Святой благодарил Христа за совершенные через него чудеса и просил посрамить диавола до конца.

В темнице Бог продолжал прославлять своего мученика. Многие, видя чудеса, совершавшиеся Георгием через призвание имени Христова, приходили в темницу и просили у него наставления в вере. Например, один землепашец, Гликерий, с горестью рассказал св. Георгию, что у него вол упал с горы и издох, но св. Георгий ответил: "Иди, Христос Бог возвратит твоего вола к жизни". Увидев вола невредимым, Гликерий воскликнул: "Велик Бог Христианский", за что ему отсекли голову.

В темнице явился св. Георгию Господь, призывая дерзать, не изнемогать, потому что скоро будет он со Христом царствовать.

Призвав слугу, записывавшего слова и дела св. Георгия, мученик завещал ему после смерти похоронить его в Палестине, в родном доме. Император еще раз пытался склонить его к поклонению языческим богам, обещая возвратить прежние милости и одарить почестями. Св. Георгий выразил желание видеть этих богов. Думали, что он хочет поклониться им, но он, подойдя к идолу Аполлона, спросил его, как бы живого: "Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?" Послышался голос: "Я не бог, и не боги, подобные мне. Един Бог, тобою исповедуемый, мы же из отпадших ангелов, по зависти прельщающие людей". "Как же ты смеешь обитать здесь, когда пришел сюда служитель истинного бога?" - спросил Георгий. В ответ на это поднялся шум и плач удаляющихся бесов, и идолы пали. Тогда царица Александра не могла более таить в себе веру, припала к ногам мученика, исповедала Христа, обличая безумие идолопоклонства.

Тотчас св. Георгий и св. Александра были осуждены на усечение мечом. Ведомая на место казни, царица изнемогла в пути и предала Богу дух свой. А св. Георгий благодарил Бога, избавившего душу его, как птицу от сетей ловящих, молил об избавлении от козней врагов воздушных, о прощении греха мучителями их обращении к истине. Приклонив голову под меч, славно окончил он земное течение свое 23 апреля 304 года.

Нам же остается, хваля Бога, давшего такую дивную силу Своему мученику, молиться, чтобы дал Он и нам силу держаться заповедей Его и все претерпеть, не отступая от Него.

Страдания Христовых мучеников превосходят всякую меру человеческих сил. Неужели не претерпеть нам хотя бы тех мелких мучений, какие являются последствиями наших собственных страстей, влекущих за собой терзание совести, расстройство в жизни нашей и окружающих? Сладость греха мы готовы пить полною чашею, неужели не должны выпить горькие капли очистительных страданий? Забывая, сколько грехов совершаем пред Богом каждый день, какое бесчисленное множество совершили их за всю жизнь, не позаботившись вымолить прощение, мы склонны бываем вопрошать: "За что Бог так наказывает? Если все это приходится терпеть, то есть ли и Бог? Ведь Он видел бы и слышал все". Пусть говорящие так вспомнят о св. Георгии, в котором подлинно никто не может отыскать какой-либо вины и который столько страдал. Неужели эти страдания говорят, что нет Бога? Только совсем ослепшие духовно и окаменевшие сердцем, как Диоклитиан и некоторые его сановники, не хотели видеть силы Христовой. Прочие же, даже бывшие врагами Христа, исповедали Его.

Через страдания св. великомученика Георгия не умалилась, а умножилась слава Христа, давшего ему сверхъестественное терпение, прославившего его чудесами, давшего силу молитвенного ходатайства за многих. Будем и мы с теплою верою призывать великого мученика Христова. И мы увидим силу Христа, Его неизреченную благость. Узрим, что не тщетно упование на Христа, милующего надеющихся на Него, дарующего венцы терпящим за имя Его и терпением уготовляющим себе непреходящую славу и радость.

Тверь. 23 апреля 1930 года.

По книге: "Священномученик Фаддей (Успенский). Радуйтесь." - Елеон, М., 1998 г., стр. 337-343.

=========================================================================

РЕЧЬ К СВЯТОМУ ГЕОРГИЮ ОТ ГРЕШНИКА ЕГОРА

О Ангел мой, Святый Славный Великомученик, Победоносец и Чудотворец Георгий! Угодно было Святому Провидению славным явлением невещественнаго света и блистаниями светлосияющаго образа твоего священно благословить мать мою, имущую родить меня. О, какой радостный луч Божественнаго света проник в ея душу и благоволил озарить меня словом истины в ея утробе! Так вся провидящий Бог проявил мое рождение, именуя меня, сокровеннаго во чреве, святым славным именем твоим и ознаменовав бытие мое таким славным явлением. С удивлешем произносила мать моя, когда я уже мог понимать реченное к нейсвыше: "Сына тебе Бог даст Георгия: Вот тебе и образ Св. Великомученика и Победоносца Георгия!" Тогда она в священном ужасе и страхе благоговейно приложилась к образу и приняла его к себе на руки. Что я от нея слышал, то и исповедую в славу Божию и в прославление чудес твоих по дарованию Христову. При сем повторяя речь Давидова псалма: "не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу", молю тебя, небесный воин! испроси грехам моим прощение от Господа, от начала и до конца моего временнаго в сей жизни пребывания. Предстательствуй о мне, о чудный победоносец, поправый великаго змия, и царевну свободивый от смерти, и многия тысячи народа просветивый верою! Ныне умоли всесильнаго Бога, да буду и я в немощи моей силен благодатию Его, на побеждение противящихся истине и на всеконечное попрание страстей моих! Аминь.

1827 года.

МОЛИТВА СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ПОБЕДОНОСЦУ ГЕОРГИЮ

Предстательствуй о мене, о Ангел мой хранитель, Святый Великомучениче и Победоносче Георгие, да всегда помилует мя Господь от рыкающаго льва диавола и от всякаго врага, ищущаго поглотити во ад душу мою. Поборниче и избавителю мой! До конца не остави мене, избавляя от лукаваго духа. Тебе я предан от чрева матери моея, образом твоим благословлен, именем твоим наречен и светом твоим озарен, да прославится тобою имя Христово во мне грешном и недостойном. Аминь.

Сия молитва написана затворником по внушению умиленнаго сердца, в изъявление благодарности святому великомученику Георгию, избавившему его от сильнаго вражеского искушения и даровавшему над лукавым духом тьмы победу.

"Творения Георгия затворника Задонскаго", часть 1, стр.49, 50.

=========================================================================

Спаси и помилуй, Господи, раба Божиего Александра за труды и радения его.

 
 
     
 
Stalker TOP TopList
 
 

Российский промышленный форум | портал "РесурсИнвест"
доска объявлений "Русский Интегратор" | форум "Новоросс" | ссылки - добавить
+ предложить публикацию материала (статьи, новости, информация) на портале "РесурсИнвест"

последние обновления на форуме "Новоросс"


Православный вэб-комплекс ЗОДЧЕСТВО